4 Апреля 2017

Усиление внимания власти к вопросам частной охраны – ждать ли улучшений?

Еще не прошло и месяца с момента завершения торжественных мероприятий, посвященных 25-летию рождения новой самостоятельной отрасли экономики страны – негосударственной сферы безопасности, на которых неоднократно подчеркивалось о важной роли сообщества НСБ в обеспечении безопасности страны и о существенно возросшем доверии к отрасли со стороны законодательной и исполнительной ветвей власти государства. И вот ныне мы получили четкое подтверждение тезисам об усилении внимания государства к проблемам нашего отраслевого сообщества, звучавшим на прошедших в преддверии юбилея НСБ форумам, круглым столам и иным заседаниям, темой которых являлись вопросы взаимодействия власти и отраслевых институтов НСБ. Однако конкретный прикладной результат, проанализированный ниже, на наш взгляд, является дискуссионным.   

18 марта 2017 года Правительством Российской Федерации было принято постановление № 311 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587». Подписал данный документ Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

 

Указанным подзаконным актом утверждаются изменения, вносимые в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», а федеральным органам исполнительной власти предписывается осуществлять финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание.  

Изменения, представленные в принятом документе, касаются классификации объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность.  

Первое изменение коснулось зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы, которые новым постановлением Правительства Российской Федерации исключены из состава объектов – зданий, строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, иных государственных органов Российской Федерации, не подлежащих охране частными охранными структурами. Более подробные комментарии, скорее всего, будут представлены уполномоченным органом исполнительной власти в соответствующих документах в ближайшее время.  

Следующими изменениями в составе перечня объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность, стали положения, уточняющие характеристики подразделений Центрального банка Российской Федерации, к обеспечению безопасности которых не могут привлекаться частные охранные организации. Уточнения распространены на административные здания центрального аппарата, территориальных учреждений, расчетно-кассовых и кассовых центров, Центрального хранилища, информационно-вычислительных подразделений, полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации.  

С глубоким сожалением можно констатировать, что принятыми изменениями в рассматриваемое постановление Правительства России из состава объектов культуры, разрешенных к охране предприятиями негосударственной сферы безопасности, выведены федеральные музеи, музеи-заповедники и библиотеки, находящиеся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, и архивы, находящиеся в ведении Федерального архивного агентства. Прежняя редакция приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587, предусматривала в списке подобных объектов, на которые на распространялась частная охранная деятельность, исключительно природные заповедники.  

Далее, перечень федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений, к которым уже относятся «Всероссийский детский центр «Океан», «Всероссийский детский центр «Орленок», учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр «Смена», и которым запрещено привлекать к обеспечению охраны организации негосударственной сферы безопасности, был пополнен федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением «Международный детский центр «Артек». В данном случае в решении исполнительной власти присутствует очевидная логика, международный детский центр «Артек» теперь выведен на правительственном уровне из сферы приложения профессиональных усилий частного охранного сообщества.  

Очевидно, следуя намеченной ранее тенденции усиления государственного контроля за оборотом оружия в стране, орган высшей исполнительной власти Российской Федерации исключил из состава объектов, на которые распространяется частная охранная деятельность, здания, строения, сооружения, помещения, находящиеся в ведении Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, в которых оборудованы места для хранения боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему. До принятия рассматриваемого Постановления № 311 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587» указанные объекты ФССП формально не были включены в список тех, которые не могут быть охраняемы частными охранными организациями.  

Резюмируя приведенный выше краткий анализ, можно отметить, что с вступлением в силу изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2017 года № 311 основной «потерей» для профессиональных структур негосударственной сферы безопасности стало выведение из сегмента частной охраны вышеперечисленных объектов Министерства культуры Российской Федерации и Федерального архивного агентства.   

Признавая неоспоримую необходимость исполнения законных требований закона, все же выскажу субъективную точку зрения на изложенные обстоятельства. В последнее время в средствах массовой информации встречается все больше и больше материалов, свидетельствующих о признании со стороны государства полезности и важности позитивных действий отрасли НСБ в целом.   

В частности, о существенно возросшем доверии государственных и общественных институтов к сообществу негосударственной сферы безопасности упоминал председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель Координационного совета НСБ России Виктор Озеров, утверждавший, что  «в целом в большинстве регионов России взаимопонимание и годами отработанный на практике, соответствующий правовым нормам порядок взаимодействия между государственными органами и охранными структурами НСБ находятся на довольно высоком уровне. Благодаря активному включению структур НСБ в регламентированный законом процесс содействия органам охраны правопорядка в большинстве населенных пунктов Российской Федерации обеспечивается возможность гражданам спокойно, без опасений трудиться и достойно отдыхать, бизнесу – без помех осуществлять предпринимательскую деятельность».  

Мнение Виктора Алексеевича поддерживает и заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты России по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный, который подчеркнул: «...на нынешнем этапе развития отечественного бизнеса первую скрипку играют частные охранные предприятия. Поэтому еще раз хочу обратить внимание на то, что государство и власть воспринимают частную охранную отрасль как составную часть общей системы обеспечения безопасности нашей страны».  

Как было отмечено ранее в наших публикациях, в материалах иных ресурсов (http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=85270, http://www.psj.ru/blog/Dmitry_Galochkin/16383.php, https://www.oprf.ru/press/832/newsitem/31495), обеспечение безопасности и охраны федеральных музеев, музеев-заповедников и библиотек, вполне по силам и средствам профессионально подготовленным, компетентным, отлично зарекомендовавшим себя в течение длительного времени безупречной работы на рынке крупным частным охранным структурам, являющимся участниками известных по всей России саморегулируемых организаций и обладающим высокой деловой репутацией!  

Об этом неоднократно заявлял один из лидеров негосударственной сферы безопасности, член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Координационного совета НСБ России, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин. По авторитетному мнению Дмитрия Евгеньевича, «привлечение частных охранных организаций, прошедших установленную законом процедуру лицензирования, к обеспечению безопасной работы музеев и иных социальных объектов является одним из наиболее оптимальных способов решения образовавшейся проблемы. Сообщество НСБ обладает всеми необходимыми ресурсами для обеспечения комплексной безопасности учреждений культуры и образовательных организаций. Высокая надежность оказания охранных услуг частными охранными организациями, гарантированная надлежащей технической оснащенностью и наличием квалифицированного персонала, вполне способна удовлетворить запросы работников культуры и научной сферы. Особенно это актуально в последнее время, когда значительно повышена ответственность хозяйствующих субъектов за обеспечение общественной безопасности, в том числе в местах массового пребывания людей. В условиях совершенствования мероприятий по противодействию терроризму и обеспечения безопасности в целом, я уверен, предприятиям НСБ вполне по силам реализовать важную задачу обеспечения охраны музеев, иных учреждений культуры, образования и науки».  

С полным текстом постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»? с учетом внесенных изменений, можно ознакомиться, пройдя по нижеприведенной ссылке: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-14081992-n-587/

Источник: Хранитель