26 Марта 2017

Правовые аспекты работы СРО в негосударственной сфере безопасности

Современное правовое  государство,  должно основываться, на таком законодательстве, которое бы формировало правосознание граждан, основанное не на страхе перед государством, а на осознании своей полнокровной свободы и ответственности перед собой, другими гражданами, обществом и государством.  

Безопасность - это комплексная область деятельности, обеспечиваемая системой законов и органов исполнительной власти на разных уровнях. Обеспечение безопасности является составной частью любой деятельности и требует для своего обеспечения создания специальных форм и организации деятельности, основной функциональной целью которых является обеспечение защиты и безопасности граждан, общества и государства. Безопасность государства является одним из основных условий нормального развития человека и общества. В данном случае мы говорим о НСБ и, в частности, о Саморегулируемых организациях в нашей отрасли.

 

При отсутствии структур защищающих и представляющих интересы участников отрасли, Саморегулируемая организация - это единственный механизм регулирования, который, предоставляет возможность участникам рынка охранных услуг развиваться в правовом поле. Саморегулируемая организация заинтересована в развитии отрасли, и не преследующая каких либо других второстепенных интересов. Саморегулируемая организация должна стать надежной защитой и опорой  охранных предприятий, работать по  внедрению новых стандартов, исходя из современных требований и защиты интересов потребителя, а не контрольно – надзорного  ведомства.

 

Сегодня в среде профессионалов сформировался запрос на то, чтобы принять самое активное участие в совершенствовании законодательных основ негосударственной сферы безопасности и оказать содействие органам государственной власти в реформировании отрасли.   

На данный момент в негосударственной сфере безопасности работает более 700 тысяч зарегистрированных охранников, что составляет 1,5% от всего трудоспособного населения страны. Частные охранные организации вносят значительный вклад в  обеспечение правопорядка и безопасности в России. Представители органов внутренних дел отмечают очевидную зависимость между привлечением сотрудников ОП к обеспечению общественного порядка и уменьшением уличной преступности. Представители НСБ активно принимают участие в обеспечении общественной безопасности и правопорядка при проведении общественно-значимых мероприятий различного уровня. 

 

При этом, всеми экспертами, работающими в данной отрасли, отмечается ряд проблем, стоящих перед отраслью и требующих незамедлительного решения:

 

1. Устаревшее законодательство.

 

Отсутствуют реальные механизмы, регулирующие деятельность НСБ. 

 

2. Нет четко сформулированных задач, стоящих перед отраслью.

 

В отличие от государственной правоохранительной системы, которая имеет четкую функцию, отраженную действующим законодательством, задачи НСБ на сегодняшний день не сформулированы, что делает невозможным развитие отрасли.

 

3. Высокая коррупционная составляющая.

 

Действующая система лицензирования предприятий НСБ разъедается коррупцией, что приводит к росту числа «серых ОП», которые демпингуют и необоснованно снижают цены на предоставление охранных услуг, за счет экономии на качестве услуг. Все это вместе приводит к застою в развитии НСБ, снижению качества охранных услуг, понижению профессионального статуса профессии охранника и, - самое важное, - ставит крест на усилиях добропорядочных охранных предприятий, которые хотят найти выход из создавшегося тупика.

 

В этой ситуации добропорядочным охранным предприятиям необходимо сообща разработать правовые аспекты, ограничивающие деятельность недобросовестных охранных предприятий, обеспечивающих прозрачность, управляемость и развитие отрасли. И именно для решения всех этих назревших проблем необходимо более широкое внедрение механизмов общественного контроля, главным из которых должен стать институт саморегулирования. 

 

Почему это необходимо?

 

Только СРО смогут эффективно бороться с «серыми ОП». Только в рамках саморегулируемых организаций можно сформировать экспертное сообщество ОП, представители которого смогут выявить недобросовестные ОП, внести их в «черные списки» и заблокировать работу недобросовестных ОП. Условие обязательного членства в СРО упорядочит рынок охранных услуг, очистит его, создаст почву для развития, позволит работать в более цивилизованных условиях. От работы в составе СРО выиграют не только сами охранные предприятия, но и в первую очередь – Заказчики. 

 

Только в рамках СРО можно эффективно бороться с коррупцией в сфере НСБ. Именно СРО, как инструмент общественного контроля обеспечат отбор организаций-членов СРО, сделают максимально прозрачными механизмы лицензирования и контроля за ЧОП. Уже в уходящем году стали заметны положительные изменения при  проведении государственных закупок. Свидетельство саморегулируемой организации теперь добавляет баллы при оценке участников конкурса, а значит, уже отчасти передает контроль игроков внутри данной отрасли в сферу ответственности саморегулируемых организаций. Однако, на сегодняшний день добавление баллов при участии в государственных тендеров – лишь капля в море тех решений, которые необходимо принять и реализовать для более грамотного построения работы всей отрасли. 

 

Поэтому для решения всех названных негативных явлений негосударственной сферы безопасности СРО НП «Альянс специализированных предприятий безопасности» разработан и передан на рассмотрение в органы законодательной и исполнительной власти различного уровня целый ряд законопроектов, предусматривающих:

 

· Обязательное членство охранных предприятий в саморегулируемых организациях;

 

· Выдача СРО допусков на работу ЧОП (лицензирование);

 

· Разрешение частным охранным предприятиям осуществлять охрану объектов подлежащих государственной охране, либо запретить Федеральному государственному унитарному предприятию «Охрана» и Федеральному государственному казенному учреждению «УВО ВНГ России» осуществлять охрану объектов, не являющихся объектами, подлежащими государственной охране. 

 

· Передача СРО функций контроля (надзора) за деятельностью ЧОП.

 

Шире использовать механизмы общественного контроля при отсеивании недобросовестных ОП в частности, при проведении государственных тендеров  

Очевидно, что большая работа для обновления охранного законодательства и построения действительно крепкой охранной отрасли необходима. И пока на рынке охранных услуг не видно других сил, кроме саморегулируемых организаций, которые бы приняли на себя реализацию этой масштабной задачи, СРО готовы взять на себя формирование четких правил игры, которые позволят добросовестным компаниям продолжить рост, увеличить число охраняемых объектов и клиентов. Каждое из охранных предприятий должно принять участие в этой работе. Ведь это будет способствовать развитию отрасли и обязательно поднимет профессиональный статус охранных компаний на должный высокий уровень. 

 

Генеральный директор СРО НП «Альянс Специализированных предприятий безопасности» Кукушкин О.А.

Источник: Хранитель