31 Октября 2017

Физической охране торговых объектов силами ЧОО – «зелёный свет»?

Близится к завершению 2017 год, который ознаменовался для сообщества негосударственной сферы безопасности рядом крупных, знаковых для нашей отрасли событий, в числе которых, в первую очередь, нужно отметить 25-летний юбилей НСБ, который не прошел незамеченным для российской общественности, равно как и для уполномоченных властных структур, представители которых неоднократно отмечали существенно возросший уровень доверия государства к структурам негосударственной сферы безопасности. На страницах нашего медиапортала мы неоднократно цитировали высказывания видных общественных деятелей, представителей депутатского корпуса, сенаторов, из слов которых можно сделать вывод о том, что негосударственная сфера безопасности безусловно является особым явлением в современной отечественной структуре общественных институтов, органично встроенным в систему обеспечения национальной безопасности.

Совсем недавно в рамках международной выставки «Интерполитех-2017» успешно прошел III Форум негосударственной сферы безопасности «Безопасная столица», организаторами которого выступили Координационный совет НСБ города Москвы, Гильдия НСБ Московской торгово-промышленной палаты и ряд других структур, тесно сотрудничающих с НСБ. С трибуны пленарного заседания форума, на площадках тематических секций выступавшие неоднократно подчеркивали актуальность дальнейшей работы профессиональных структур отрасли, направленной на неуклонное повышение уровня готовности предприятий и организаций НСБ к различным угрозам, усиливающимся в стране в преддверии наступающего 2018 года, и технической оснащенности этих компаний.

2018 год – год проведения в России многих для страны важных мероприятий – как социально-политических, определяющих дальнейшую судьбу нашего общества, так и культурных, обладающих во многом имиджевой составляющей.

В 2018 году российским избирателям предстоит голосовать за кандидатуру президента страны.

Летом следующего года Россия принимает чемпионат мира по футболу. Миллионы российских болельщиков с нетерпением ожидают этого спортивного праздника, который во многом будет являться консолидирующим элементом системы общественных отношений в нашей стране, вынужденных развиваться на сегодняшний день в условиях нестабильной мировой экономики, усугубленных жесткими санкциями в отношении России со стороны западных политиков, ангажированных капиталом заокеанских транснациональных корпораций.

В единый день голосования в сентябре 2018 года в Российской Федерации пройдут выборные кампании различного уровня, включая дополнительные выборы депутатов в Государственную думу России, выборы глав субъектов федерации, и выборы депутатов представительных органов государственной власти в ряде субъектах Российской Федерации.

Эти и многие другие массовые мероприятия потребуют от государства и гражданского общества ответственного и компетентного отношения к вопросам обеспечения безопасности и серьезной мобилизации сил и средств для профилактики и предотвращения вероятных угроз совершения актов криминального, экстремистского и террористического характера, способных причинить существенный вред здоровью россиян и многочисленных гостей нашей страны, дискредитировать власть и дестабилизировать обстановку в стране в целом.

Превентивные меры в отношении профилактики подобных явления принимают как общественные институты, включая действующие в системе НСБ, в том числе Координационный совет НСБ России, координационные советы НСБ других регионов страны, Комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности и в его составе – Подкомитет по развитию индустрии безопасности, Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», Гильдия НСБ Московской торгово-промышленной палаты, Общероссийский профессиональный союз НСБ и иные отраслевые структуры, так и органы государственной власти.

Примером такой деятельности федерального органа исполнительной власти в соответствии с возложенными на него полномочиями является вступившее в силу с 31 октября Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)».

Статья 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», формулирующая нормы об организационных основах противодействия терроризму, приводит перечень компетенций Правительства Российской Федерации, непосредственно относящихся к деятельности в отношении противодействия терроризму. В их числе названы:

- определение компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

- организация разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

- организация обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами;

- установление обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядка разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядка разработки и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса);

- установление порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.

Выполняя возложенные федеральным законом на высший орган управления полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и форму паспорта безопасности торгового объекта (территории). В состав этих требований включен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов или территорий, а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий).

Председателем Правительства Российской Федерации дано поручение руководству Министерства промышленности и торговли России в течение 3 месяцев утвердить форму перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.

Итак, что же следует понимать под торговым объектом (или территорией – как указано в государственном акте)? В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации это земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Ответственность за определение и формирование перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, Этот перечень должен быть согласован с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

А за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) ответственность возложена на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Категорирование торговых объектов (территорий) осуществляется в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их антитеррористической защищенности с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий.

Правительством установлены три категории торговых объектов (территорий). Это:

а) торговые объекты (территории) первой категории, к которой относятся:

- торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет совершено или предотвращено 4 и более террористических акта и (или) в течение последних 12 месяцев совершено или предотвращено 2 и более террористических акта;

- торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился критический («красный») уровень террористической опасности более 4 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности более 8 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности более 2 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности более 4 раз;

- торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - более 50 млн. рублей;

б) торговые объекты (территории) второй категории, к которой относятся:

- торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет совершено или предотвращено от 1 до 4 террористических акта и (или) в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;

- торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 2 до 4 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности от 2 до 8 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности более 6 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности от 1 до 4 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности от 2 до 4 раз;

- торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 200 до 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 15 до 50 млн. рублей;

в) торговые объекты (территории) третьей категории, к которой относятся:

- торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;

- торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился высокий («желтый») уровень террористической опасности не более 1 раза или повышенный («синий») уровень террористической опасности менее 4 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности от 2 до 4 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности менее 2 раз;

- торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости от 5 до 15 млн. рублей.

Степень угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории) определяется на основании

Данные территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об обстановке в районе расположения торгового объекта (территории), о количестве совершенных или предотвращенных террористических актов на торговом объекте (территории) или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации, а также о количестве и характере вводимых в районе расположения торгового объекта (территории) уровнях террористической опасности являются основанием для определения степени угрозы совершения террористического акта.

Категорирование торгового объекта (территории) осуществляется специальной комиссией, создаваемой решением правообладателя торгового объекта (территории).

В состав этой комиссии в обязательном порядке должны быть включены:

- представители торгового объекта (территории), отвечающие за безопасность и инженерно-технические средства охраны, а также иные специалисты по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представители организации, осуществляющие техническую эксплуатацию торгового объекта (территории);

- представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию);

- представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию),

а также – в случае необходимости – могут быть привлечены эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций.

Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) с учетом степени его потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования формируется на основании решения правообладателя торгового объекта (территории) в соответствии с актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), составленным вышеуказанной комиссией. Указанные в перечне мероприятия должны быть выполнены в течение 2 лет со дня утверждения акта обследования и категорирования торгового объекта (территории).

Особо следует отметить, что информация, содержащаяся в акте обследования и категорирования торгового объекта (территории), а также в перечне мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне.

Для каждого торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории). Этот документ составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом. Информация, содержащаяся в паспорте безопасности, также является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне.

Постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрена реализация комплекса мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории). Этот комплекс мероприятий может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого расположен торговый объект (территория), или правообладателя торгового объекта (территории).

Вне зависимости от категории торгового объекта (территории) его антитеррористическая защищенность обеспечивается путем:

- проведения необходимых организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории);

- определения и устранения причин и условий, способствующих совершению на торговом объекте (территории) террористического акта;

- применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности торгового объекта (территории);

- оборудования торгового объекта (территории) необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;

- контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории);

- обеспечения готовности подразделений охраны и работников торгового объекта (территории) к действиям при угрозе совершения и при совершении на нем террористического акта.

В состав организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) входит:

- разработка организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на торговом объекте (территории);

- определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность торгового объекта (территории) и его критических элементов;

- проведение учений и (или) тренировок с работниками торгового объекта (территории) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на торговом объекте (территории);

- контроль за выполнением требований к обеспечению охраны и защиты торгового объекта (территории), а также за уровнем подготовленности подразделения охраны торгового объекта (территории) (при их наличии) к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на торговом объекте (территории);

- информирование работников торгового объекта (территории) о требованиях к антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержании организационно-распорядительных документов в отношении пропускного и внутриобъектового режимов (при их установлении) на торговом объекте (территории).

Кроме того, независимо от категории торгового объекта (территория) он должен быть оборудован:

- системой видеонаблюдения, способная обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории торгового объекта (территории), архивирование и хранение данных;

- системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении на торговом объекте (территории) террористического акта, а также необходимую слышимость на всей территории торгового объекта (территории);

- системой освещения;

- информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту торгового объекта (территории), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Инженерная защита торгового объекта (территории) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Для структур НСБ важным в этом Постановлении Правительства Российской Федерации является норма об организации физической охраны торгового объекта (территории) первой или второй категории, ответственность за организацию которой возложена на правообладателя объекта (территории).

К обеспечению физической охраны торгового объекта (территории) должны быть привлечены специализированные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К сожалению, ссылка на соответствующие государственные акты, регламентирующие упомянутое привлечение специализированных охранных организаций к обеспечению физической охраны торгового объекта (территории), в данном Постановлении Правительства Российской Федерации не приведена.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 указано, что при получении информации об угрозе совершения террористического акта осуществляются мероприятия по усилению соответствующего режима противодействия терроризму, предусматривающего выполнение действий, предусмотренных изложенных в рассматриваемом Постановлении требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» до уполномоченных лиц, которыми считаются руководитель объекта или замещающее его лицо, доведен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на торговом объекте (территории) и реагирования на полученную информацию.

В состав субъектов, подлежащих оповещению любыми доступными средствами связи, включены территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории), а также правообладатель торгового объекта (территории), уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и администрация муниципального образования.

Особое внимание структур НСБ, работающих с хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации, хотелось бы привлечь к положениям Постановления № 1273, устанавливающим порядок контроля за обеспечением антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и выполнением требований Правительства Российской Федерации.

Данный контроль осуществляется посредством организации и проведения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации плановых и внеплановых проверок торговых объектов (территорий). Срок проведения плановых и внеплановых проверок не может превышать 10 рабочих дней. После проведения проверки в случае выявления нарушений правообладателю торгового объекта (территории) и руководителю уполномоченного органа субъекта Российской Федерации направляются предложения о совершенствовании мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и устранению выявленных недостатков.

Плановая проверка осуществляется один раз в 3 года в соответствии с планом, утвержденным руководителем уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, и проводится в форме документарного контроля или выездного обследования торгового объекта (территории) на предмет определения состояния его антитеррористической защищенности и выработки мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок недостатков.

Внеплановые проверки проводятся в форме документарного контроля или выездного обследования торгового объекта (территории):

- в целях контроля за устранением недостатков, выявленных в ходе плановых проверок;

- в случае принятия руководителем уполномоченного органа субъекта Российской Федерации решения о необходимости выездного обследования торгового объекта (территории);

- при поступлении обращений (заявлений) на несоблюдение требований к антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и бездействие должностных лиц, органов и организаций в отношении обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта (территории).

Таким образом, реализуя полномочия, предусмотренные действующим законодательством России, высший орган управления сформировал пакет мер, которые должны обеспечить антитеррористическую защищенность объектов, относящихся к торговым, а также публично представил порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования.

Заместитель председателя Координационного совета НСБ России, председатель Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин в связи с принятием данного государственного акта выразил твердое убеждение в том, что данный документ является весьма актуальным как для правообладателей торговых объектов и территорий, так и для структур негосударственной сферы безопасности.

«В этом Постановлении Правительства Российской Федерации содержится прямое упоминание о необходимости организации физической охраны торговых объектов и территорий, – подчеркнул Дмитрий Евгеньевич, – причем речь идет о привлечении к осуществлению этих действий именно специализированных охранных организаций. Эксперты частного охранного сообщества, особенно тех структур, которые на сегодняшний день имеют действующие контракты на обеспечение охраны торговых комплексов, должны квалифицированно оценить изложенные в этом документе нормы, определить применимость этих норм к деятельности частной охраны, разъяснить их администрации торговых объектов и в сжатые сроки адаптировать свою работу к установленным требованиям».

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что устойчивое взаимодействие частного охранного сообщества и регулятора его деятельности – Росгвардии будет и в дальнейшем способствовать эффективному противодействию террористическим угрозам на всей территории Российской Федерации.

С полным текстом документа можно ознакомиться здесь

Источник: Хранитель