13 Июня 2017

Доклад Сергея Алексеева. Интеграция НСБ в систему АПК «Безопасный город»

Актуальных вопросов интеграции негосударственных структур безопасности (НСБ) в систему Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город»,  всего два:  

- необходимость и возможность интеграции НСБ в систему АПК «Безопасный город»  

Поэтому, коротко о том, что из себя на сегодняшний день представляет АПК «Безопасный город»  

Программа «Безопасный город» - это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами.  

Комплексная система «Безопасный город» предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов. В первую очередь, это техническая поддержка служб общественной безопасности, чрезвычайных служб.  

Программа «Безопасный город» - это:  

оперативный круглосуточный контроль ситуации на улицах и объектах города в режиме реального времени;  

·         ведение видео- и аудиоархива;  

·         автоматическое оповещение о возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующих служб и организаций, предоставление визуальной информации с мест установки телекамер;  

·         восстановление хода событий на основе записанных видеоматериалов;  

·         интеграция видеоинформации с информацией других автоматизированных систем городской инфраструктуры.

 

Внедрение программы «Безопасный город» позволит:  

·         максимально повысить безопасность на улицах и дорогах города;  

·         охватить основные магистрали города, перекрёстки, места проведения общественных мероприятий;  

·         лучше управлять дорожным движением в городе;  

·         более оперативно и обоснованно разрешать спорные ситуации при ДТП;  

·         эффективно бороться с криминальными и террористическими угрозами;  

·         осуществлять мониторинг ситуации и контроль во дворах многоквартирных домов, в подъездах, лифтах и на чердаках.

 

Программа «Безопасный город» является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования  

В тоже время следует отметить реальное положение дел, которое обсуждалось на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности в декабре 2016 года  

Опыт использования "Безопасного города" расстроил комиссию: зачастую вся система состоит только из видеокамер, которые ничего не видят ночью и имеют слабое разрешение. Записи с них обычно используются для наказания нарушителей ПДД и пополнения местных бюджетов. России через полтора года предстоит встречать Чемпионат мира по футболу, а "Безопасный город", как говорят в Совбезе, к этому просто не готов. Силовики также опасаются, что система теоретически доступна для взлома хакерами. В итоге комиссия обязала региональные власти привести систему в порядок.  

Не смотря на договорённости ведомств и региональных органов власти, технологическая база отсутствует. Оборудование в разных регионах разрозненное, да ещё и не дотягивает до минимальных технических требований. Техника и ПО часто несовместимы друг с другом, возникают конфликты при обмене данными. Камеры, которые должны уметь до мельчайших деталей фиксировать событие, будь то простая кража кошелька или серьёзное разбойное нападение, по факту в нескольких регионах не позволяют даже рассмотреть номера на машинах.   

— Имеющиеся в ряде регионов видеокамеры зачастую не снабжены ночным режимом работы, имеют низкое разрешение, не позволяя детально рассмотреть элементы обстановки, распознать внешность человека или прочитать номерные знаки машин.  

В довершение всего докладчики рассказали ещё об одной проблеме. Записи, по которым можно будет, например, найти и идентифицировать убийцу, злодея или простого правонарушителя и помочь раскрыть преступление, хранятся на серверах не более пяти суток. Но самая большая проблема, отмечают докладчики, даже не в этом, а в том, что информационные ресурсы и серверы региональных "Безопасных городов" до сих пор не объединены "в одно информационное пространство".  

Причинами такого печального положения, по мнению комиссии, стали скудное финансирование и плохая оплата труда тех, кто сидит по ту сторону монитора и следит за всеми тысячами камер. Как итог — нет должной технической оснащённости, зато есть текучка кадров.  

Чтобы справиться с этими проблемами, Межведомственная комиссия предложила увеличить финансирование на программу "Безопасный город" и поднять зарплату сотрудникам, которые работают с этой системой. Деньги, отметили в комиссии, нужно брать не только из бюджета. Если предложения примут, то деньги на обслуживание комплексов видеонаблюдения будут брать из частных средств. Например, у собственников торговых центров или спортивных сооружений. Отдельным параграфом идут поручения объединить разрозненные базы в одну и подключить к ним Росгвардию.   

Ещё одно опасение у комиссии вызвал приближающийся чемпионат мира — в тексте доклада прямо говорится, что "Безопасный город" к приёму такого массового состязания не готов.   

В МЧС подчеркнули: ни один город-участник ЧМ-2018 в России не то что не готов обеспечить безопасность на чемпионате с помощью камер, а даже не начал их устанавливать.

 

— На данном этапе ни в одном из субъектов РФ, принимающих ЧМ-2018, не запущен конкурс на построение сегментов АПК "Безопасный город", — отметили в ведомстве.   

Поэтому от тех городов, которые будут принимать чемпионат, до конца 2017 года потребовали завершить все работы по созданию ключевых сегментов "Безопасного города".   

Ещё одно опасение разработчиков "Безопасного города" связано с иностранными хакерами. В последние годы они особенно активизировались и сотни раз за 2015–2016 годы атаковали объекты критической информационной инфраструктуры России, банки и сайты госорганов. На совещании отметили, что от хакерских атак не застрахованы и камеры, и прочая техническая начинка "Безопасного города", поэтому рекомендовали регионам обратить на это особое внимание.  

Программу "Безопасный город" в России запустили в 2005 году. Первые автоматизированные системы контроля видеонаблюдения в общественных местах в качестве эксперимента сначала появились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге

 

А в 2007 году правительство приняло решение о запуске во всех городах РФ аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". За это время что-то пошло не так.  

— За девять лет действия программы системы видеонаблюдения и видеофиксации, установленные в регионах за счёт средств местных бюджетов, совершенно не обеспечивают гражданам защиту от техногенных и природных угроз, да и преступлений тоже.  

В 2014 году правительство решило, что нужна концепция развития "Безопасного города", которую стала готовить межведомственная группа под руководством МЧС, а именно заместителя главы ведомства — Александра Чуприяна.  

По данным МВД, в 2016 году в России уже функционируют 207 комплексов "Безопасный город", которые включают в себя свыше 160 тысяч камер видеонаблюдения. Всего же к программе подключены 750 городов и населённых пунктов. В МЧС РФ рассказали, что создание глобального комплекса "Безопасный город" в России планируется завершить к 2020 году.  

Одним из лидеров в создании АПК "Безопасный город" считается Москва.  

— Сейчас в столице работает 128 500 камер видеонаблюдения, в том числе в подъездах жилых домов, во дворах, школах, местах массового пребывания граждан, на дорогах и объектах торговли – по данным Департамента региональной безопасности столицы.  

Эксперты по системам безопасности говорят, что городские системы видеонаблюдения в России пока находятся на зачаточном уровне. Хотя в некоторых секторах — например, видеонаблюдения на транспорте — есть прогресс.     

— Сейчас в России нет глобального действующего безопасного города, по факту это пока только видеонаблюдение. В мире это совсем иная концепция, это так называемый умный город, когда все службы и городская инфраструктура завязываются на эту систему. А у нас лишь в 2014 году определили, как это должно выглядеть, до этого каждый понимал концепцию безопасного города по-своему.  

Основные проблемы отрасли, сейчас связаны с хранением огромного массива информации, разрозненностью данных и стоимостью покупки и обслуживания оборудования. Много трудностей из-за несовместимого программного обеспечения и того, что оборудование от разных производителей не всегда легко синхронизировать и привести к единому знаменателю.  

С нашей точки зрения необходимо добавить еще несколько неразрешенных проблем, связанных собственно с обеспечением общественной безопасности, противодействию правонарушений и преступлений. Эти противоправные действия происходят на земле: в конкретном месте, в конкретное время. И никакая система видеофиксации не способна их предотвратить, пресечь или оперативно задержать правонарушителя.  

Для этого необходимо экстренно передать информацию в соответствующие оперативные службы. На сегодняшний день в ходе реформы численность сотрудников полиции существенно сократилась. По сведениям, которые были озвучены на одном из совещаний, количество сотрудников полиции в регионе почти вдвое меньше количества охранников. То есть возможность полиции и Росгвардии по оперативному реагированию не безграничны.  

Еще одним недостатком можно назвать отсутствие в системе АПК «Безопасный город» программных продуктов, способных в автоматическом режиме идентифицировать потенциальные угрозы, анализировать информацию и предлагать варианты решений. Поэтому мы имеем пресловутый «человеческий фактор».  

Мне кажется, что данной информации достаточно для понимания необходимости вовлечения сил и средств НСБ в систему АПК «Безопасный город».   

Теперь о возможностях.  

Частная охрана сегодня – это обученные, как правило ранее проходившие службу в силовых структурах, сотрудники, имеющие обмундирование, служебное и гражданское оружие, спецсредства, средства индивидуальной защиты.

 

Охранные организации, осуществляющие пультовую охрану имеют мобильные группы быстрого реагирования, высокотехнологичные мониторинговые центры, программные продукты (в т.ч. собственные разработки) по управлению силами и средствами, высокопрофессиональный инженерно-технический персонал, квалифицированных и ответственных операторов, а главное – это принципиальное понимание необходимости повышения уровня безопасности и собственное участие в этом процессе.  

Все вопросы, возникающие по организации взаимодействия, обмена информацией, технологическими присоединениями – это только вопросы, которые разрешаются в рабочем порядке.  

Конечно надо прорабатывать механизмы взаимодействия и сотрудничества НСБ и органов исполнительной власти. Эти механизмы должны быть правовыми и взаимовыгодными.   

Гражданско-правовые договора, ГЧП, концессионные соглашения.  

Большие надежды на продвижение наших предложений мы возлагаем на сформированный Координационный совет при Росгвардии, а также создаваемый Координационный совет при правительстве Санкт-Петербурга.

Источник: Хранитель